Большинство предприятий использует результаты интеллектуальной деятельности (далее – РИД). Даже если это не IT компания, эти объекты могут использоваться в операционной деятельности. Так они именуются в гражданском праве. С этим связаны вопросы, как приобрести на них права, как заключить договор, как защитить, если кто-то использует неправомерно. Однако при работе с результатами интеллектуальной деятельности могут возникать и другие вопросы: налогообложение, их учет. В этом случае компания столкнется с понятием нематериального актива. Под ним следует понимать:
• объект нефинансовых активов,
• для неоднократного и (или) постоянного использования более 12 месяцев,
• не имеет материально-вещественной формы,
• может быть идентифицирован (выделен, отделен) от других объектов, в отношении которых при приобретении или создании у компании возникли исключительные права, права по лицензионным договорам либо иным основаниям.
Определение закрепляется федеральными стандартами бухгалтерского учета «Нематериальные активы». Они были введены Приказом Минфина России от 15 ноября 2019 г. N 181н. с 2021 г (далее – Стандарты).
В качестве условия для учета НМА Стандарты указывают на (1) получение экономических выгод или полезного потенциала от этого актива; (2) компания сможет надежно оценить первоначальную стоимость.
Как оценить первоначальную стоимость НМА?
С точки зрения бухгалтерского учета является важным вопрос определения стоимости нематериального актива. Дать оценку результатам интеллектуальной деятельности может быть, действительно, сложно, однако Стандартами предусмотрен определенный порядок, который зависит от того, сами ли вы создали НМА или приобрели его.
Рассмотрим пример, когда компания приобретает РИД по обменным операциям. Первоначальная стоимость определяется фактическими произведенными затратами, формируемыми с учетом суммы НДС. То есть затраты были предъявлены подрядчиками или поставщиками. К ним относятся:
• Цена приобретения по договору об отчуждении исключительных прав. Например, если вы приобрели уже готовое программное обеспечение;
• Регистрационные сборы, государственные пошлины. Например, вы зарегистрировали патент, в связи с чем вам пришлось оплатить пошлину;
• Вознаграждение для посредника, через которую вы приобрели товар;
• Затраты на услуги по консультации, которыми вы воспользовались для покупки НМА;
• Затраты, связанные с подготовкой РИД к использованию.
То есть список затрат является открытым и любые затраты, непосредственно относящиеся к созданию такого объекта, могут быть учтены. Например, для того чтобы начать использовать НМА в деятельности, вам пришлось обучить ваших сотрудников с ним работать. Такой расход нельзя учесть в стоимости самого НМА.
Стандарты отдельно регламентируют список расходов, которые не могут быть учтены в первоначальной стоимости. Они должны быть отражены в текущих расходах организации.Посетите наших партнеров,shoes – лидеры модной обуви!
Следующий вопрос, который возникает уже после постановки НМА на баланс, – амортизация. Таким образом, к правовым рискам стоит отнести и налоговые. Даже при наличии правильно составленных договоров, могут возникнуть проблемы с постановкой НМА на баланс. С этими вопросами вам помогут Специалисты Юридического агентства DOVOD (https://getdovod.ru)
в партнерстве с командой Юридической компании «А4» (https://a4lawfirm.ru)